Личный опыт. Тайский монастырь Суан Мок.

Артем Жушман опубликовал статью в журнале «Азия» на тему «Личный опыт. Тайский монастырь». Ее стоит прочесть, т.к. Артем профессионально подошел к подготовке статьи, она прекрасно читается, видно что человек писал с увлечением.

В наши дни философские и духовные учения Востока прочно вошли в современную картину мира. Люди готовы пересечь пол земного шара, чтобы попасть к известному учителю. Мы уже пришли к осознанию последствий «западного» образа жизни: это и постоянный стресс, и кризисы самоопределения, и недовольство жизнью, и чувство, что чего-то не хватает. Другими словами, все то, что в буддизме называется «страданиями».  Мы подсознательно тянемся на Восток в поисках лекарства от этих недугов. И правильно делаем, так как уже две с половиной тысячи лет назад это лекарство было открыто исторической личностью по имени Сидхартха Гаутама, более известному нам как Будда.


Место инструктора в помещении для лекций и медитаций. Мужчины сидят слева, женщины – справа. Каждый сидит на своем, заранее выданном коврике-подушечке. Также можно брать скамеечки – чтобы не затекали ноги

Оказывается, причина всех наших страданий – это наш ум и наша неспособность находиться «здесь и сейчас» и делать всё осознанно. Это наша неспособность остановить поток собственных мыслей (на 99% ненужных и бесполезных!) и хотя бы на минуту насладится покоем. Это и составляет основу техники медитации. Как этому научиться? Можно начать с чтения тематической литературы, множество которой к тому же адаптировано под западного читателя – например, «Сила настоящего» Экхарта Толле. Но чтобы по-настоящему научиться чему-то, нужен учитель. В Таиланде существует несколько крупных международных центров, в которых можно пройти «ретрит» – то есть, курс с погружением. Сегодня речь пойдет об одном из таких центров при монастыре Суан Мок (Suan Mokkh) возле небольшого городка Чайя в провинции Сурат-Тани.

«Добро пожаловать»

Знаменитый настоятель этого монастыря, аджан Буддадаса (в переводе «слуга Будды»), посвятил свою жизнь популяризации буддизма на Западе. Он написал огромное количество книг на английском языке, проводил семинары и лекции для иностранцев. Еще в 70-х годах прошлого века он организовал международный медитационный центр, куда мог (и может до сих пор) приехать любой желающий и приобщиться к знанию.

Курсы с погружением для иностранцев здесь проходят каждый месяц 1-го числа и заканчиваются 11-го – во второй половине месяца сюда съезжаются тайцы. Чтобы попасть на ретрит, нужно просто приехать в монастырь за день до начала курса (до трех часов дня), получить все инструкции и записаться в группу. Кроме того, необходимо внести взнос в размере 2-х тысяч бат, который идет на оплату размещения и питания. Более подробно все можно разузнать на официальном сайте центра www.suanmokkh.org. Вся информация на английском языке, впрочем, именно на нем проходит все обучение в центре. Поэтому знание хотя бы базового английского необходимо, иначе масса полезных сведений пройдет мимо. Впрочем, для большинства это не представляет проблемы: основная часть «послушников» – это молодежь из Европы, Америки и Австралии, путешествующая по ЮВА. Но в этот раз было сразу четверо русских, причем одна девушка даже специально приехала из Москвы (остальные живут в Таиланде). Всего нас было около 70 человек – относительно немного: в высокий сезон каждый ретрит собирает от 100 до 150 фарангов.

Что брать с собой в монастырь? Только самое необходимое: принадлежности для личной гигиены (хотя все это есть в маленькой лавочке внутри центра); удобную и свободную одежду, прикрывающую локти и колени; что-нибудь типа кофты или накидки (рано утром может быть прохладно) и обязательно средства от москитов – здесь вы будете очень близко к природе. И завершите все свои дела и проекты, чтобы мысли о них не отвлекали вас от практики.

Как это будет

Одно из главных условий заключается в том, что все эти 11 дней вы действительно должны жить как монахи. Перед началом курса дается обет молчания и сдаются все личные вещи: мобильный телефон, ноутбук, книги, даже ручку и блокнот. Конечно, никто вас не будет обыскивать, и теоретически в свою келью можно пронести всё что угодно, но…  Если вы хотите получить настоящий и, главное, полезный для себя опыт, то попробуйте соблюсти все условия, ведь 11 дней – не так уж много.

Жить вы будете в маленькой тесной келье, спать на деревянном пологе и на деревянной подушке – так, как живут монахи. Кушать вы будете 2 раза в день, причем исключительно вегетарианскую пищу. Впрочем, меню довольно разнообразное и вкусное: супы, лапша, жареные овощи с тофу, сырые овощи и немного фруктов, тайские десерты. По вечерам – горячий шоколад или соевое молоко. Голодать никому не приходилось, даже наоборот,  трудно было не переесть – с полным животом плохо медитируется. Разве что самому последнему в очереди за кормом могло не достаться некоторых особо популярных сегодня блюд. Но многие барышни были совершенно не против немного поголодать. Было тяжеловато сначала разве что мужчинами-мясоедам, но после окончания курса многие всерьез задумались о вегетарианстве. Вставать нужно было аж в 4 часа утра и ложиться… Впрочем, лучше сразу расставить точки над i. Итак, расписание обычного дня в монастыре выглядит следующим образом:

4 утра – подъем (в этом вам поможет звонкий и продолжительный звук монастырского колокола);

4:30 – утренние чтения (добровольцы каждое утро будут читать тексты на околобуддистские темы);

4:45 – сидячая медитация;

5:15 – утренняя йога;

7:00 – лекция и сидячая медитация;

8:00 – завтрак и общественные работы (в начале курса вы сами выбираете, какими работами заниматься. Избегать этого не стоит, ведь работа – отличный способ очистить ум от мыслей);

10:00 – лекция;

11:00 – стоячая медитация или медитация в движении;

11:45 – сидячая медитация;

12:30 – обед и общественные работы (да, опять);

14:30 – инструкции по медитации, сидячая медитация;

15:30 – стоячая медитация или медитация в движении;

16:15 – сидячая медитация;

17:00 – чантинг (буддистские песнопения);

18:00 – чай и время для купания в горячих источниках;

19:30 – сидячая медитация;

21:00 – подготовка ко сну;

21:30 – отбой, отключение света.

Большую часть вашего дня будет занимать практика медитации. В Суан Мок практикуется медитация «Осознанность в дыхании» (Mindfulness with breathing).

Да, чуть не забыл. Еще нужно принять условия, по которым каждый день живут монахи. Это значит: не убивать (в том числе и любых насекомых); не принимать алкоголь и наркотики (в том числе сигареты); не заниматься сексом (и не думать о нем!); не воровать и не брать чужого; не вредить другим (в том числе речью); не есть после полудня и до рассвета; не танцевать, не петь, не наряжаться/украшаться; не спать на удобных и комфортных кроватях. Хотя такой возможности у вас там в любом случае не будет.

На протяжении всего курса вас будут сопровождать и помогать три монаха – инструктора центра. Это сам настоятель аджан Буддадаса, его ученик (по-видимому, будущий настоятель) и монах-англичанин, живущий там около 20 лет. Именно его лекции были самые запоминающиеся, потому что были полны личного опыта и юмора. Например,  рассказывая о привязанностях людей к вкусам, бритиш стал так подробно и вкусно описывать пиццу, что у всех нас просто потекли слюни. И тогда, глядя на нас, он закончил свою мысль: «… вот поэтому я и живу в лесу – чтобы  избегать таких соблазнов».

Каждый день можно записаться на интервью и поговорить с одним из инструкторов о ваших проблемах или любых вопросах, касающихся прохождения курса. Верно,

на общение с учителями обет молчания не распространятся. Однако по своему опыту могу сказать, что торопиться задавать вопросы не нужно. Обычно ответ приходит сам по себе на следующий день. Судя по тому, что каждый день на «доске объявлений» в столовой висела новая бумажка с какой-то информацией и забавные слоганы про медитацию, можно понять, что у всех это проходит по схожему сценарию. И, как говорил один из учителей, не старайтесь всё запомнить и/или даже записать. Все необходимые вам знания вы получите и запомните, несмотря даже на языковой барьер и большой объем информации. Нужно всего лишь погрузиться в спокойствие и осознанность. И это – главная задача. И у каждого она решалась по своему, со своими личными переживаниями. У всех они разные: одна девочка рассказывала, что видела во сне свою покойную маму, другим тоже странные сны снились. Пожалуй, все зависит от собственных «тараканов» в голове.


Добро пожаловать в монашеские апартаменты коридорного типа!


Монашеская душевая. Никаких кабинок, душевая общая для мужчин и женщин, поэтому нужно привыкнуть мыться в одежде


Огромное дерево баньян возле одного из медитационных залов


Горячий источник, где каждый день в определенное время можно было купаться. Разумеется, мужчины отдельно от женщин


Деревца кешью на островке посередине пруда, вокруг которого проходили вечерние медитации в движении


Колокол, который будил по утрам и отбивал дневные промежутки


Внутри монашеской кельи


Те самые деревянные подушечки, на которых нужно научиться спать


Территория – наполовину дикие джунгли, наполовину – красивый ухоженный сад


Тут и там разбросаны уединенные беседки

Итого

Что лично мне дал ретрит? Сознание, прямо скажем, не перевернул – все, что там мне преподавалось, было мне очень близко, я уже двигался по этому пути. Но было очень здорово получить практические советы по технике медитации. Здорово было «быть заставленным» рано вставать, каждый день заниматься йогой, хорошо питаться и быть спокойным, не зависеть от ежедневного круговорота дел. Здорово наслаждаться тишиной, в том числе и собственным молчанием.

При этом в плане самой медитации и отсутствия посторонних мыслей выдающихся успехов я не добился. Думаю, что на это нужно больше времени, чем отведенные на курс 10 дней, – половина из них у меня ушла на перестройку. Поэтому воспринимаю свой опыт как первую, ознакомительную, ступень и планирую продолжить практику подобных ретритов.

Однако, даже если вы так и не сможете глубоко погрузиться в медитации и научиться отключать свой ум на долгое время, смена обстановки и режима дня и занятия йогой любому пойдут на пользу. Ведь отключение на 11 дней от привычного мира с его ежедневными проблемами и заботами – это уже большой шаг в сторону спокойствия и гармонии для вашего ума и тела.

Дневник

день 1
«Такое ощущение, что почти все прибывшие сюда уже, как минимум, полупросветленные. Все такие сконцентрированные и чинные. На медитациях сидят по струнке, словно и в обычной жизни по 8 часов в день медитируют. Надо тоже держать марку и, превозмогая боль, сидеть и не подавать виду, что твои колени готовы лопнуть от напряжения».

день 2
«Что здесь происходит? Зачем всё это? Подъем в 4 утра после почти бессонной ночи на деревянном лежаке, эти так называемые медитации, когда так и норовишь уснуть, не выходя из позы лотоса. И вообще, я себя что-то неважно чувствую, и голова болит. Может, ну его, поехать домой? Там столько дел не переделано. А тут ни Интернета, ни телефона, ни даже книжек. Ну абсолютно нечем заняться…»

день 3
«Снова этот колокол, вот бы мне такой будильник: не проснуться просто невозможно. И как же достал этот сосед за стенкой со своими гулкими вздохами. Приятель, тут как бы всем тяжело…»

день 4
«Вдох, выдох, концентрация на кончике носа, наблюдаем за своими ощущениями, не обращаем внимания на мысли… Но как же не обращать на них внимания, когда они штурмуют твое внимание и явно превосходят в силах оборону. И вообще, надо не прозевать конец медитации, чтобы встать в очереди за едой не в самом конце, а то с аппетитами соучастников можно и с пустой тарелкой остаться».

день 5
«Ну когда же мысли меня оставят и я почувствую-таки кончик носа и блаженство медитации? Сиди и дыши, наблюдай за дыханием и ощущениями, отпусти мысли. Можно подумать, это просто, как дважды два. Хоть бы секрет какой рассказали учителя-инструкторы, так нет, сидят как каменные изваяния всю медитацию».

день 6,7 и 8
«День мыслей о смерти, день мыслей о родителях и семье, день мыслей о своей жизни. Сколько важных вещей я оставляю без внимания в своей жизни. Всё, после ретрита начинаю новую жизнь!»

день 9
«Кажется, начинает получаться! Только что я секунд 10 сидел без единой мысли в голове. Ура, просветление всё ближе!»

день 10
«Ну вот, последний день, а ведь только стало получаться… Ну ничего, теперь каждый день буду медитировать и практиковать».

день 11
«Последняя медитация, общий разговор и обмен впечатлениями. И что дальше? Назад, к людям? Разговаривать с кем-то, покупать билеты, куда-то ехать, делать какую-то работу? Как это всё вообще делается?»

день 12
«Проснулся дома. На часах 10 утра, и постель такая мягкая. Посплю ещё, а с понедельника обязательно начну медитировать…»



Автор статьи Артем Жушман.
Статья опубликована в Блоге на AsiaSabai.Ru.

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.